РУС БЕЛ ENG

Жизнь в десятом классе

Рекомендации психолога родителям десятиклассников

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека

К. Роджерс

Уважаемые родители!

В первую очередь, поздравляем Вас - Ваши дети пережили такой важный этап, как итоговая аттестация в 9-х классах. Теперь Ваши дети - старшеклассники! Начало обучения в 10 классе - определенный кризисный этап в школьной жизни, так как это новая ступень образования, с уже совершенно другим чувством ответственности и взрослости.

 

Переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.

У десятиклассников обычно наблюдается снижение учебной мотивации. Ученики недавно сдали экзамены в 9-м классе, и чувствуя, что еще целый год до сдачи экзаменов в 11-м классе, позволяют себе расслабится в освоении учебного материала. 

Некоторые дети в этом возрасте определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф.Райса, этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ!

1. Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).

2. Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей. 

 4. Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии. 

 5. Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и интимному общению (терпимо относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола).

 6. Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь. 

 7. Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком. 

 8. Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты. 

 

Педагог-психолог

Ю.В.Малофей